Примкнув к Болонскому процессу и тем самым поставив цель существенно реформировать отечественного образования, украинская интеллектуальная община встала перед рядом структурных проблем, порожденных как внутренними и внешними факторами. Критическое отношение к качеству образования, бесспорно, является неотъемлемой частью всеобщего недовольства тем состоянием развития общества, оставшийся нам в наследство от тоталитарного прошлого. Впрочем, если спад экономики и нищее состояние социальной сферы является более или менее очевидными для каждого украинского гражданина, то в сфере образования и науки, как представляется многим, дела стоят совершенно не так плохо и не так однозначно.
Действительно, некоторые достижения бывшего СССР в этой области могли успешно конкурировать с соответствующими достижениями других, в том числе и наиболее экономически развитых стран, а отчасти и даже опережали их. Поэтому даже при условии неоспоримого необходимости реформ, в ходе их проведения все же следует как можно более тщательно отнестись к оценке и сохранению уже имеющихся достижений. Технология "авгиевых конюшен" здесь кажется неуместной, даже недопустимой.
С другой стороны, некоторые принципы и достижения Болонского процесса и современной образовательной политики ЕС также требуют тщательного анализа и критики. Одним из наиболее показательных свидетельств этого является та полемика, что уже на протяжении многих лет идет в самой Европе относительно базовых принципов реформы образования. Она затрагивает не только конкретные принципы Болонского процесса, но и более широкий круг образовательных проблем. Ведь не секрет, что судьба европейского образования в ХХ веке отнюдь не была безоблачной. Более того, именно заверение европейской идентичности (часто в противовес другим цивилизационным моделям, например, американской) на протяжении последнего столетия была для европейцев одной из наиболее острых проблем.
В результате двух мировых войн, первая половина ХХ ст. и первые десятилетия послевоенного периода в Европе, Америке и СССР были отмечены развитием специальностей, так или иначе связанных с военно-промышленным комплексом - политехнических, химических, физических. Весьма отличительной чертой этих лет стало радикальное увеличение доли государственного заказа и финансирования в Америке и Европе, фактически полная государственная монополия на образование в СССР и нацистской Германии.
Процесс радикального вытрезвления, начавшийся с 1970-х годов и завершился с падением Берлинской стены, фактически стал движением маятника в другую сторону, для которого стало характерным радикальное уменьшение роли государства и все большая роль частного сектора в экономике и образовании. И это имело свои как безусловно положительные, так и отрицательные последствия. С увеличением темпов социальной мобильности и возможностей карьерного роста формируется и своеобразный, преимущественно ориентирован на проблемы промышленности, рынок образовательных услуг.
Две мировые войны стали завершающим этапом перестройки всей структуры знания и фактическим завершением промышленной революции. К тому же скоро начинают возникать принципиально новые - информационные технологии. Ценность знания начинает почти исключительно определяться эффективностью его применения в промышленности, что приводит к заметному обесцениванию и отчасти даже упадку гуманитарных и традиционных фундаментально-естественных наук.
Такие радикальные изменения приоритетов порождают не менее радикальные сдвиги в структуре образования, в первую очередь в вузах. Это также ведет к переориентации структуры финансирования и подготовки образовательных кадров. В какой-то момент даже стало казаться, что техническая революция способна породить принципиально новое мировоззрение, и решить даже те вопросы, которые традиционно считались "вечными" и были в центре внимания гуманитарных наук. Интересно, что эта тенденция была почти общей как для капиталистических, так и для социалистических обществ.
Впрочем, вскоре сказались негативные, а порой даже ужасные последствия этих, казалось бы, вполне оптимистичных тенденций. Одним из таких последствий стала потеря целостной структуры знания. Оказалось, что те исследования, которые были непосредственно связаны с достижением промышленных доходов, получали достаточное финансирование, тогда как другие темы, или даже целые отрасли, приходили в упадок. Все это сейчас приводит ко все большей специализации и фрагментации образования и науки, а впоследствии может вести к потере накапливаемой веками университетской культуры.
Приобщение Украины к Болонскому процессу, конечно, открывает новые возможности, но и равным образом способно стать источником новых и непредвиденных проблем. Естественно, что гармонизация образования согласно провозглашаемых Болонским процессом нормами открывает новые возможности для украинских студентов, а также для самих университетов. Болонский процесс облегчает академическую мобильность, путешествия между университетами и странами, и взаимное признание дипломов и периодов обучения.
Но с другой стороны, отечественное образование почти неотвратимо столкнется с теми проблемами, с которыми уже сталкивались образование европейская и американская, а именно с потерей самостоятельности университетской культуры, увеличение зависимости от финансирования со стороны крупного бизнеса. Провозглашаемую европейской образовательной политикой конвергенция образования, исследовательской деятельности и промышленности (так называемый "треугольник знаний") несет в себе риск зависимости образования от потребностей рынка труда и бизнеса. А это делает образование все более прикладной, с возможной потерей фундаментальных исследований - основой европейской науки последних нескольких столетий.
Кроме того, в отечественных условиях следует учитывать проблемы преодоления тоталитарного прошлого и остатков государственной монополии в этой области. В отечественном образовании, как, кстати и в сферах промышленности и государственного управления, государственная монополия постепенно превращается в монополию олигархических кланов, которая часто и является основным источником реального финансирования и основным препятствием на пути развития. В условиях общего роста спроса на узкоспециальные знания, словно грибы после дождя, возникают учебные заведения, меньшую сумму, меньшими усилиями и с меньшим качеством стремятся давать узкоспециальные знания молодым людям.
Современное образование должно уберечь себя как от Сциллы забюрократизированной государственного регулирования, так и от Харибдой усмирения интересам большого бизнеса. Поэтому украинская образование должно с одной стороны воспользоваться теми идеями и возможностям, которые предлагает Болонский процесс, но в то же время не отказываться от принципов традиционного Гумбольдтового университета, который был создан в Европе в XIX веке для реализации свободы преподавания и обучения, но так и не было полной мере воплощены в Украине. Комбинация Гумбольдтовой идеи академической свободы с современными потребностями глобальной конкурентной среды и тем путем, которым идут европейские университеты на протяжении последних десятилетий. В том случае, если европейские амбиции Украины является чем-то большим, чем модной риторикой, то и мы должны двигаться по этому пути, надеясь на собственные силы, поддержку общества и успех в будущем.
0 коммент.:
Отправить комментарий