Организационные формы учебного процесса

~ ~
Учебный процесс реализуется в следующих формах: учебные занятия, выполнение индивидуальных и практических задач, контрольные мероприятия, самостоятельная работа.
Основными видами учебных занятий являются: лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, компьютерный практикум и консультации.

Лекция - основной вид учебных занятий, предназначенных для изложения теоретического материала.
Как правило, отдельная лекция является элементом курса лекций, охватывающий основной теоретический материал учебной дисциплины. Тематика лекций определяется рабочей учебной программой дисциплины.

Лабораторное занятие - вид учебного занятия, на котором студент под руководством преподавателя проводит натурные или имитационные эксперименты или исследования с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, овладевает методике экспериментальных исследований в конкретной предметной области и обработки полученных результатов. Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях, а также в условиях реального профессиональной среды (на предприятии, в научных лабораториях и т.д.). Перечень тем лабораторных занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий не допускается.

Практическое занятие - вид учебного занятия, на котором студенты под руководством преподавателя путем выполнения определенных соответствии сформулированных задач закрепляют теоретические знания по учебной дисциплине и приобретают умений и навыков их практического применения. Практические занятия проводятся в аудиториях или в учебных лабораториях, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой и т.п.

Компьютерный практикум - вид практического занятия, на котором преподаватель организует индивидуальную работу студентов на ПЭВМ с целью формирования умений и навыков практического использования определенных оболочек, программ. Компьютерный практикум проводится в специально оборудованных компьютерных классах (учебных лабораториях.

Семинарское занятие - вид учебного занятия, на котором преподаватель организует дискуссию по предварительно определенных проблем. На основании индивидуальных заданий (рефератов) студенты готовят тезисы выступлений по этим проблемам.

Индивидуальное учебное занятие - проводится с отдельными студентами, проявивших особые способности в учебе и склонность к научно-исследовательской работы и деятельности с целью повышения уровня их подготовки и раскрытие индивидуального творческого дарования. Индивидуальные учебные занятия организуются во внеурочное время по отдельному графику, составленному кафедрой с учетом индивидуальных учебных планов, со студентами:

* Участниками олимпиад по специальности или отдельных дисциплин;
* Членами сборных команд университета по видам спорта;
* Магистрантами по темам научных исследований.

Консультация - вид учебного занятия, на котором студент получает от преподавателя ответы на конкретные вопросы или объяснения отдельных теоретических положений или их практического использования. Во время подготовки к экзаменам (семестровых, государственных) проводятся групповые консультации.

Самостоятельная работа студента (СРС) является основным видом усвоения учебного материала в свободное от аудиторных занятий время. Самостоятельная работа студента включает: проработку учебного материала, выполнение индивидуальных заданий, научно-исследовательскую работу. Самостоятельная работа студента обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных рабочей учебной программой дисциплины: учебниками, учебными и методическими пособиями, конспектами лекций, сборниками задач, комплектами индивидуальных семестровых заданий, практикумами, компьютерными учебными комплексами, методическими рекомендациями по организации СРС, выполнение отдельных задач и др., которые должны иметь также и электронные версии. Самостоятельная работа студента по изучению учебного материала по конкретной дисциплине может проходить в научно-технической библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах (лабораториях), а также дома.

Индивидуальные задания по дисциплине (рефераты, расчетные, графические, расчетно-графические работы, контрольные работы, выполняемые во время СРС (домашние контрольные работы), курсовые, дипломные проекты (работы) и др. способствуют углубленному изучению студентами теоретического материала, формированию умений использования знаний для решения соответствующих практических задач. Виды индивидуальных заданий по определенным учебным дисциплинам определяются рабочим учебным планом. Сроки выдачи, исполнения и защиты индивидуальных заданий определяются графиком, который разрабатывается выпускающей кафедрой на каждый семестр. Индивидуальные задания выполняются студентами самостоятельно с обеспечением необходимых консультаций по отдельным вопросам со стороны преподавателя. Наличие положительных оценок, полученных студентом за индивидуальные задания, является необходимым условием допуска к семестрового контроля по данной дисциплине.

Курсовой проект (КП) по учебной дисциплине - это творческое индивидуальное задание, конечным результатом выполнения которого является разработка нового продукта (устройства, оборудования, технологического процесса, механизма аппаратных и программных средств и т.п. или их отдельных частей). Курсовой проект содержит расчетно-пояснительную записку, чертежи и другие материалы, которые определяются заданием на курсовое проектирование. Курсовой проект выполняется студентами самостоятельно под руководством преподавателя в течение определенного срока в одном семестре в соответствии с техническим заданием на основе знаний и умений, приобретенных по данной и смежных дисциплин, а также материалов промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений, патентов и т.д.

Курсовая работа (КР) по учебной дисциплине - это индивидуальное задание, которое предусматривает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи по объектам деятельности специалиста ( устройств, устройств, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненных студентами самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе полученных по данной и смежных дисциплин знаний и умений.

Курсовые проекты (работы) способствуют расширению и углублению теоретических знаний, развития навыков их практического использования, самостоятельного решения конкретных задач.

Расчетно-графическая работа (РГР) - индивидуальное задание, которое предусматривает решение конкретной практической учебной задачи с использованием известного, а также (или) самостоятельно изученного теоретического материала. Значительную часть такой работы составляет графический материал, который выполняется в соответствии с действующими нормативными требованиями и с обязательным применением компьютерной графики, если это определено задачей.

Расчетные и графические работы (РР, ГР) - индивидуальные задания, которые предполагают решение конкретной практической учебной задачи с использованием известного, а также (или) самостоятельно изученного теоретического материала. Основную часть расчетной работы составляют расчеты, которые могут сопровождаться иллюстративным материалом: графиками, векторными диаграммами, гистограмма и т.д. Основную часть ГР составляет графический материал, выполненный в соответствии с действующими нормативными требованиями.

Условием планирования в учебных планах КП, РГР (РР, ГР) является наличие практических занятий по соответствующей учебной дисциплины.

Рефераты, аналитические обзоры и др. - Индивидуальные задания, которые способствуют углублению и расширению теоретических знаний студентов по отдельным темам дисциплины, развивают навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Контрольные работы, выполняемые во время СРС (ОКР), - это индивидуальные задания, предусматривающие самостоятельное выполнение студентами определенной практической работы на основе усвоенного теоретического материала. Контрольные работы, как и расчетные работы, могут предусматривать определенный иллюстративный материал.

Практика является необходимым компонентом подготовки специалистов определенного образовательно-квалификационного уровня. Целью практики является овладение студентами современными методами, формами организации и орудиями труда в области их будущей профессии, формирование у них, на базе полученных знаний, профессиональных умений и навыков для принятия самостоятельных решений во время конкретной работы в реальных производственных условиях, воспитание потребности систематически обновлять свои знания и творчески их применять в практической деятельности.

0 коммент.:

Отправить комментарий