Положительная реакция на Сорбонскую декларацию позволило перейти к более широким действиям. По приглашению итальянского министра образования в Болонье 19 июня 1999 состоялась встреча его коллег из 29 европейских стран. Основой дискуссии участников стали Сорбонская декларация и исследования экспертов "Тренды в европейских учебных структурах" (которое впоследствии получило название "Trends-I"), выводы которого свидетельствуют о наличии существенных расхождений в структурах европейских программ и степеней. В отличие от Сорбонской декларации, где речь идет о гармонизации, в упомянутом исследовании трендов и самой Болонской декларации данное понятие (которое вызвало, кстати, негативную реакцию) не используется. Здесь речь уже идет о "действия, которые могут способствовать необходимой конвергенции и большей прозрачности квалификационных структур в Европе".
Декларация, которая была провозглашена и подписана министрами образования в Болонье, положила на официальном уровне начало процессу создания (построения, утверждения, консолидации) европейского пространства высшего образования. Министры провозгласили цели, которые, на их взгляд, являются первостепенными и которые должны быть достигнуты в пределах первого десятилетия XXI века.
Приведем сформулированные в Декларации цели:
1. Принятие системы прозрачных и сопоставимых степеней, в частности, с помощью приложения к диплому, с целью облегчения трудоустройства граждан Европы и международной конкурентоспособности европейского высшего образования.
2. Принятие системы, основанной на двух основных циклах (undergraduate and graduate). Доступ ко второму циклу обучения должен требовать успешного завершения первого цикла продолжительностью минимум 3 года. Степень, приобретается после первого цикла, должна соответствовать европейском рынке труда достаточному уровню квалификации. Второй цикл должен заканчиваться получением степени магистра и / или степени доктора, как во многих европейских странах.
3. Внедрение системы кредитов - подобной ECTS системе - как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут также приобретаться вне сферы высшего образования, включая обучение в течении жизни, если это признано соответствующими Университетами.
4. Содействие мобильности путем устранения препятствий эффективному осуществлению свободы передвижения, уделяя особое внимание:
- Студентам, чтобы они имели доступ к обучению и других образовательных услуг;
- Преподавателям, исследователям и административным работникам для признания и увеличения объема времени на исследования, преподавание и обучение без поражения своих законных прав.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, сопоставимых критериев и методологий.
6. Содействие развитию европейской составляющей в высшем образовании, особенно относительно разработки учебных планов, сотрудничества между учебными заведениями, разработки схем мобильности и интегрированных программ обучения и исследований.
Как видим, сформулированые цели имеют весьма общий вид. Министры, пожалуй вполне сознательно, избегали конкретных формулировок, учитывая существенные различия образовательных систем стран участников. Считалось, что путем кропотливого труда будут найдены компромиссные решения, в первую очередь, за счет быстрой положительной реакции университетов и на их весомый вклад в достижение успеха Болонской инициативы. Но, несмотря на активную деятельность участников, значительную ресурсную поддержку и оптимистические заявления министров на встречах, которые стали регулярными, процесс продвигается довольно медленно.
0 коммент.:
Отправить комментарий