Отличие в национальных системах высшего образования может стать настоящим препятствием экономической глобализации, а переход к информационной экономики приводит к расширению специфических требований (коммуникация, ответственность, умение работать в команде, адаптируемость) до будущих выпускников университетов.
Академическая мобильность студента в Украине - это возможность в течение периода обучения проучиться один или несколько семестров в другом высшем учебном заведении, где готовят специалистов по этой специальности с зачислением дисциплин (кредитов) и периодов обучения; эффективнее развивать интеллектуальный потенциал, поскольку студент может самостоятельно выбирать учебное заведение, курсы, предметы.
Командировки студентов на учебу в другие страны - явление не новое. Большинство европейских стран много лет имеют приток студентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремится получить диплом в университетах США и Канады. В период холодной войны высшими учебными заведениями Советского Союза и Восточной Европы интересовались студенты государств с похожей идеологией. За последние 40 лет количество студентов, которые пересекали границу для получения высшего образования, превысило темпы распространения самого высшего образования. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов, к 2010 году количество студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8 млн, а к 2025 году - 4,9 млн.
Мобильность студентов стимулируют различные государственные и региональные программы. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние договоры в этой сфере. Самая известная европейская программа «Эразм» (с 1995-го - «Сократ»). В программе «Эразм» (начата 1987 для создания общего рынка в Европе) приведены схемы мобильности «Комет», «Лингва» и др., цель которых: создать европейскую модель высшего образования. Студенческий обмен трактуют как средство развития общеевропейского уровня специалистов и квалифицированных работников.
Мобильность преподавателя в - это распространение и заимствования опыта в другом учебном заведении. Ее можно считать вторым по важности формой глобализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в некоторых регионах и определенных направлениях образования, например, менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и преподавателей.
На мобильность профессорско-преподавательского состава сильно влияют географические различия. На одном полюсе находятся страны с высоким уровнем научной эмиграции в результате целенаправленного привлечения научного персонала для расширения системы высшего образования (например, Гонконг), а на другом - страны с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава (это страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только один язык в обучении, поэтому трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками). США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, но одновременно кафедры их университетов очень привлекательны для зарубежных специалистов. В этом можно убедиться, если обратить внимание на состав высококвалифицированных работников научных кафедр, среди которых немало представителей зарубежных стран.
Международной академической мобильности Украина еще не ощутила. В 2005/2006 учебном году в Украине приобретало высшее образование 35 тыс. иностранцев и около 20 тыс. украинского проходило обучение и стажировку за рубежом. Однако почти все поездки за границу украинское студенчество осуществляет средства родителей, спонсоров, зарубежных благотворительных фондов и т.д. Зарубежное обучение и стажировки за счет вузов или государства составляет менее 10% от указанного количества "мобильных" украинских студентов. Большинство таких визитов является следствием двусторонних договоров обмена студентами между университетами Украины и Европы.
Действующим украинским законодательством не предусмотрено грантов и займов студентам для учебных поездок за границу. Проект Указа президента о предоставлении стипендий Президента Украины талантливым студентам и молодым ученым для обучения и стажировки в ведущих зарубежных университетах и исследовательских центрах, которым предусматривается выделение пятидесяти студенческих стипендий ежегодно, не решает проблемы в масштабах государства.
Ситуация с международной академической мобильностью кадров еще хуже: стажировки преподавателей украинских вузов в ведущих европейских университетах никак не координируется и не финансируется украинскими вузами или государством; создания совместных программ подготовки специалистов с ведущими европейскими университетами не получило широкого распространения; заключения межуниверситетских двусторонних договоров об обмене кадрами происходит эпизодически; выполнения совместных научных программ с ведущими университетами ЕПВО носит единичный характер.
0 коммент.:
Отправить комментарий